Основные подходы к образованию
Страница 4
Материалы и статьи » Основные подходы к образованию » Основные подходы к образованию

Первое крупное имя в социальной педагогике, это Наторн (1854-1924 г.г.) – немецкий философ. Он формирует свои педагогические идеи в книге «Социальная педагогика»: «…Человек должен быть воспитан не для индивидуальной жизни, а для жизни с другими…».

В педагогических исследованиях в наши дни применяются следующие методы: 1. Социологии. 2. Философии. 3. Психологии.

Для сбора какой-либо информации, необходимой для решения педагогических проблем используются такие методы социологии как: анкетирование. Например, опросы – это произвольная беседа, целенаправленное собеседование, где учитываются и психологические факторы: атмосфера доверия, чувство такта, меры и т.д. Анкетирование – для получения оценки профессиональных и личностных качеств учителей, учебно-воспитательного процесса в целом или отдельных его сторон и т.д. Обобщение позволяет более глубоко оценить деятельность педагогов с принципиальных позиций.

Для определения уровня развития навыков, знаний, личностных характеристик в педагогической практике широко распространен метод психологической диагностики – тестирование. Вместе с тем в педагогике возможна интуитивная обработка информации, существующая на основе чувства, без какого-либо обоснования, с помощью доказательств. Можно отметить интересный философский подход в педагогике – абстрагирование. Речь идет о первоначальном отвлечении от конкретных фактов и поиске научно обоснованного алгоритма деятельности (ведь любые алгоритмы предполагают моделирование. Например: процесса обучения и т.д.).

Если рассмотреть философский подход к образованию, то можно отметить, что этот подход заключается в том, что предметом философии является закономерности функционирования и развития сферы образования во всех её аспектах: 1. Ценностно-целевой (цель и ценность получаемых знаний). 2. Системный. 3. Процессуальный (процесс получения знания). 4. Результативный (результат).

Философский подход к образованию дает возможность выявления реальных противоречий и коллизий, столь типичных для развития образования. Благодаря философскому подходу к образованию можно понять перспективы его развития, без чего нельзя выстроить ни стратегию, ни практику, ни политику в этой сфере общественной и личной жизни. Применение философского подхода к образованию позволяет выявить существо такого важнейшего явления современности, как единое мировое образовательное пространство, без осмысления интеграции с которым вряд ли можно рассчитывать на сколько-нибудь заметные достижения в области обучения.

Общие принципы положения философии (мировоззрение, учение об отношении человека к миру, всеобщие законы развития природы, общества и мышления, общие принципы бытия и познания и т.д.) применяются для анализа самых различных сторон образования, рассматриваемого и как система, и как процесс, и как деятельность, и как ценность, и как социальный институт.

Иная точка зрения на философию образования – содержание философии образования в основном совпадает с теоретико-методологической проблематикой педагогической науки.

До XIX столетия развитие образования на концептуальном уровне происходило в основном в системе педагогического знания, затем интерес к нему стали проявлять философы, писатели, широко мыслившие социальные и политические деятели, а в XX столетии сфера образования стала объектом внимания и исследовательского интереса социологов, психологов, экономистов и т.д.

И в заключении можно отметить, что педагогический подход к образованию – это формирование человека в ходе учебно-воспитательного процесса, с помощью определенных методов, средств и форм педагогической деятельности.

Стремление выявить личностные аспекты образования сближают педагогику с психологию с социологией

. Социология образования может и должна заниматься вопросами учебного процесса, анализом содержания образования. Она призвана дать ответ на следующие вопросы: 1. В какой мере существующая система образования удовлетворяет общественные потребности в образованных, подготовленных людях, в том числе в специалистах в разных отраслях народного хозяйства. 2. В какой степени эта система удовлетворяет потребности и интересы самих обучающихся. 3. Что является стимулом образования: практические, инструментальные нужды или же превращение потребности в знаниях в самоцель личности. 4. Влияние образования на все системы общественной жизни. 5. Перспективы и тенденции развития образования, пути достижения оптимальной взаимосвязи всех элементов этой системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Стиль приспособления("Плюшевый медведь")
Этот стиль означает то, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для вас. ...

Социология в системе гуманитарных наук.
Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем соци ...

Методологический аспект “социологизма”
Тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему: · Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исс ...