Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи. Роль профориентационной работы в выборе профессии. Формы и методы профориентационной работы со школьниками
Страница 4
Материалы и статьи » Социальная работа с молодежью в службах занятости » Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи. Роль профориентационной работы в выборе профессии. Формы и методы профориентационной работы со школьниками

Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого – в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков (а это поколение 35-45-летних) просто не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Родителям нынешних подростков сложно предположить, какие ценности будут адекватны завтрашнему дню, передать своему ребенку те ценностно-нормативные модели, которым не следуешь сам и не всегда можешь полностью принять[24]. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся.

Ранее было отмечено, что большая роль в профориентационной работе должна отводиться изучению личности школьника. Как справедливо считает Е.И.Головаха, профессиональная ориентация учащихся должна быть органически увязана с их ценностными ориентациями[25]. Ведь ценности – один из главных факторов, определяющих поведение человека, его активность, направленность значимых для него действий. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам.

Применительно к профессиональной деятельности человека А.Д.Сазонов выделяет следующие ценности[26]:

1. Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;

2. Авторитет в трудовом коллективе;

3. Признание знакомых, друзей;

4. Самосовершенствование и самовыражение - интересная работа;

5. Применение своих знаний, умений, способностей;

6. Творческий характер труда;

7. Материально-практические, утилитарные ценности – хороший заработок;

8. Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по

9. службе.

Главную роль при изучении мотивов выбора профессии, по мнению А.Д.Сазонова[27], играет их вид и характер. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор. По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

1. Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

2. Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;

3. Мотивация неуверенная, неаргументированная;

4. Никак неаргументированная мотивация.

В процессе изучения личности школьника в целях профессионального самоопределения большое значение имеют его профессиональные интересы. Под профессиональным интересом понимают «непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают»[28]. Профессиональный интерес способствует формированию профессиональной направленности личности. Существует набор довольно доступных и несложных профориентационных методов, позволяющих ориентировочно выявить профессиональные предпочтения и интересы школьника (например, «Дифференциально-диагностичеслий опросник» (ДДО), «Карта интересов», «Опросник профессиональной готовности модифицированный», опросник «За и против», «Перекресток» и др.).

Для определения эффективности профориентационной работы необходимо рассматривать профессиональное самоопределение учащихся в динамике (состояние на «входе» и «выходе»), видеть какие существенные изменения произошли в сознании подростка и юноши (девушки). Важно следить за тем, как идет процесс формирования ценностей, становление мотивов и целей, развитие интересов и способностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Принцип адресности, содержание и особенности оказания адресной помощи малообеспеченным семьям
Бедность как результат экономического неравенства в распределении национального продукта присутствует в любой экономической системе, различаются лишь ее формы и масштабы в зависимости от социальных регуляторов, которые вырабатывает общест ...

Показатели движения населения
Для характеристики применяют показатели естественного и механического движения населения, к которым относятся общие и повозрастные коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, а также коэффициенты механического пополнения ...

Практическое задание
В.Д. Патрушев, Г.П. Бессокирная «Динамика основных ценностей повседневной деятельности и мотивов труда московских рабочих в 1990-е годы». // Социологические исследования. - 2003. - №4. - С. 72-84 Тема исследования: «Динамика основных цен ...