2.Непосредственно этап профессионального самоопределения. На этом этапе учащийся должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности. Именно в этот период он должен всерьез задуматься над тем, насколько готов он к намеченной для себя профессии, оценить с этих позиций школьные дисциплины, стремясь отдать больше времени и сил тем, которые соотносимы с будущей профессией.
Переход от первичного выбора к этапу профессионального самоопределения происходит у школьников неравномерно, нередко старшеклассники «застревают» на первом этапе. Причина этого «застревания» - отсутствие сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентации учащегося, что вполне понятно, так как профессиональное самоопределение – один из главных компонентов взросления и устойчивого образа «Я», самоуважения.
Система ценностных ориентации не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций[21]. При их существенной переориентации говорят об изменении системы ценностей, о переоценке ценностей. Каждое новое поколение молодежи осуществляет личностное и профессиональное самоопределение по отношению к иной системе (иерархии) ценностей, существующих в обществе. Задача школы – помочь учащимся расставить акценты в ценностных ориентациях, определить их приоритеты и тем самым помочь им в профессиональном самоопределении.
3.Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии осуществляется после получения школьного образования. Этап профессионального обучения играет большую роль в формировании профессионального самоопределения, так как именно на этом этапе молодежь получает специальные знания, вырабатываются умения и навыки по избранной специальности, что способствует формированию профессионального самосознания личности. Этап профессионального обучения нередко не завершает процесса профессионального самоопределения. В настоящее время, в условиях научно-технического прогресса постоянно появляются новые профессии, изменяется содержание труда, в связи с этим к человеку, получившему ту или иную профессию, предъявляется требование профессиональной мобильности, способности быстро обновлять или даже менять профессию.
4.Профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений. В период адаптации молодого специалиста на рабочем месте, даже если профессиональное самоопределение его в целом сформировано, могут возникнуть проблемы различной остроты, обусловленные несоответствием отдельных характеристик личности и выполняемой работы. В противоречия могут вступать профессионально-должностные ожидания молодого специалиста и характер, содержание труда; уровень его работоспособности и напряженность труда и т.п. Эти обстоятельства могут вызвать чувство неудовлетворенности, что легко преодолевается с помощью мероприятий по социально-профессиональной адаптации. Несколько иная ситуация может возникнуть на данном этапе у молодых специалистов, профессиональное самоопределение которых не сформировано. Неудовлетворенность работой, трудности в профессиональной, социально-психологической, психофизической адаптации могут с большой вероятностью привести к профессиональной дезидентификации. Процесс профессионального самоопределения в данном случае не завершается, а приобретает циклический характер, вновь возникает ситуация реального выбора профессии.
Итак, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии.
Похожие статьи:
Главная проблема общества
Главная проблема всей глобальной цивилизации и России, в частности, состоит в том, что исторически сложившаяся культура не обеспечивает достижение человечного типа строя психики (в ранее определённом смысле) подавляющим большинством людей ...
Какие существуют типы социальных учреждений для лиц
бомж
В социальных учреждениях лицам бомж предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. При необходимости оказывается доврачебная помощь, а нуждающиеся ...
Проблема неравенства доходов населения. Определение,
виды и показатели доходов
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо за ...
|