В рамках областной межведомственной акции «Дорогами занятости» проводилось профориентационное мероприятие «Профессия-компас судьбы», в рамках которого был проведен «Мастер-класс» по профессиям: парикмахер, повар, оператор ЭВМ, портной, газоэлектросварщик, отделочник. В рамках акции также были проведены мероприятия: профориентационная викторина «Все профессии важны, выбирай на вкус», профориентационная страничка «Выбери свою профессию» для детей, состоящих на учете органах внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних, «День профессии», в которых приняли участие 178 выпускников училищ и 874 учащихся выпускных классов школ района.
Однако в нормативных документах службы занятости говорится, что помощь молодежи рассматривается как «дополнительная услуга». В результате межведомственная разобщенность привела к тому, что руководители российской системы образования сняли с себя ответственность за профессиональное самоопределение выпускников и подготовку их к выбору профессии, профессиональному обучению и реальному трудоустройству. Новые экономические условия и динамика сферы трудовой деятельности диктуют рассмотрение правильной организации профориентационных мероприятий как средства социального ориентирования и управления для всех возрастных групп молодежи. Мало изменить внешние и материальные и социальные условия жизни молодого человека, нужно изменить внутренний ресурс личности. Для успешного включения молодых людей в экономическую жизнь необходимо создать условия для самоопределения, самоутверждения, саморазвития и самореализации, в частности, в сфере трудовой деятельности. В настоящее время все большее значение приобретает развитие не традиционной диагностической, сопровождающей модели профориентации, а адаптационной – опережающей. Главное теперь – подготовка молодежи к социально-экономическому вживанию в трудовую деятельность в целом, а не только в пределах конкретной профессии.
При построении профориентационной работы важен следующий вывод: смена профессиональных ролей в течение жизни – естественный процесс; человек готовится к выбору не одной профессии на всю жизнь, а к возможной смене профессиональных ролей в будущем.
Профориентационная работа с молодежью должна отражать как общие потребности всей молодежи, так и потребности ее различных социальных и возрастных групп с учетом специфических условий различных регионов. Она должна отвечать следующим требованиям: быть комплексной, то есть охватывать весь спектр поставленных проблем, и индивидуальной – с четкой ориентацией на конкретную личность, а не абстрактного «молодого человека». Осуществляемая профориентационная работа также должна строиться на решении проблем конкретного человека, она должна быть направлена на помощь в реализации его жизненных планов, задач, достижение целей на определенном этапе жизненного пути. Одна из основных задач профессиональной ориентации – помощь в создании благоприятной жизненной перспективы, реализуемая за счет учета личностных особенностей молодого человека.
Подводя итог выше сказанному, мы можем сделать вывод о том, что, безусловно, в системе профориентационной работы еще существуют проблемы, решение которых повлечет за собой решение проблем молодежной занятости. Также на сегодняшний день система защиты от безработицы для молодежи в виде содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости должна оставаться одним из важнейших направлений российской молодежной политики.
Похожие статьи:
Теории социального развития: эволюция научных взглядов
Социальное программирование - это такая форма управленческой деятельности, которая связана с моделированием будущего, с оценкой возможных вариантов его осуществления и выбором наиболее приемлемых в данной ситуации. Оно предполагает реализ ...
Коммуникативная профессиограмма и профессионализм социального работника
Процесс человеческого общения реализуется в различных формах: это межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение и др.
Общение – это взаимодействие, или коммуникация, взаимоотношение, сторонами которого явля ...
Образовательный потенциал и концепция социального капитала П. Бурдье
Образование, по П. Бурдье, – это поле, более остальных ориентированное на воспроизводство, учитывая то, что агенты достаточно компетентны для такого воспроизводства. П. Бурдье рассматривает его как составляющую культурного капитала агента ...
|