Сложность проблемы определяется тем, что реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько успешно молодой человек реализовал себя в избранной профессии.
На наш взгляд, школа должна не только формировать у учащихся общую готовность к труду, но и ориентировать их на работу в соответствии с потребностями рынка труда. Иначе невозможно преодолеть сложившуюся негативную ситуацию с положением молодежи в начале их трудового пути.
Размышляя о проблемах профориентации в современной России, Н.С. Пряжников отмечает[29], что все больше ощущается необходимость не только в расширении ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Ученый замечает, что в нашей стране все еще нет должной системности, целенаправленности в профориентационной работе.
Структуру профориентации можно представить в виде треугольника, одной из сторон которого является знание требований профессии к человеку, второй – учет требований рынка профессий. В основании треугольника – учет индивидуально-психологических и других особенностей молодежи.
На наш взгляд, важно отметить, что вокруг школы существует множество государственных учреждений, которые готовят специалистов и принимают их на работу. И они тоже в соответствии со своими интересами проводят профориентационную работу.
Также значительная и реальная профориентационная работа ведется в районных службах занятости, относящихся к Министерству здравоохранения и социальной поддержки населения.
Например, профориентационные услуги в Ленинском районе г. Саратова в 2005 году получили 3771 человек (в 2003 году – 7417 чел., в 2004 году – 6219 граждан). В последние годы стали уделять все больше внимания молодежи, причем не только незанятой, но и учащейся. Это обусловлено экономическими процессами и демографической обстановкой. Профориентационная работа с молодежью актуальна и перспективна. В районном центре занятости сложилась система профориентационной работы с молодежью, предусматривающая индивидуальные и групповые консультации, вовлечение молодых людей в различные целевые программы и массовые мероприятия. В профориентационной работе с молодежью можно выделить следующие направления: превентивная профориентационная работа с выпускниками школ, средних специальных и высших учебных заведений; оказание организационно-методической помощи психологам и преподавателям учебных заведений; психологическая поддержка и мониторинг молодежного рынка труда и прогноз его развития; совместная деятельность с управлением и отделами образования; консультирование родителей выпускников по вопросам выбора профессии; профориентационная помощь слабозащищенным категориям: детям-сиротам, детям-инвалидам, трудным подросткам; информирование молодежи о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях, возможностях трудоустройства и обучения; ориентация молодежи, не имеющей профессии, на получение базового профессионального образования; обучение безработной и незанятой молодежи, имеющей профессию, навыкам поиска работы, самопрезентации (курс «Основы поиска работы»).
В 2006 и 2007 годах в Саратове и Саратовской области проводилась областная межведомственная профориентационная акция «Фестиваль профессий». Она была посвящена учащейся молодежи, вступающей во взрослую жизнь, и нацелена на оказание практической помощи выпускникам в планировании профессиональной карьеры. Более 70 тыс. старшеклассников стали участниками Фестиваля. Только службой занятости за три месяца его проведения (в 2006 году) организовано около 600 мероприятий. Фестиваль предоставил молодежи свободный доступ к самой широкой и подробной информации о рынке труда области, о богатом мире профессий, путях получения такого профессионального образования, которое гарантировало бы востребованность и получение достойного рабочего места. Только в Ленинском центре занятости населения в рамках Фестиваля были проведены следующие мероприятия: «День профессии», «Ярмарка профессий», «День карьеры», профориентационная страничка «Я и моя будущая профессия», «День профконсультанта» в школе-интернате №3. Для школьных психологов был проведен семинар по обучению основам профессиональной работы с учащейся молодежью. С целью формирования у школьников положительной мотивации к выбору рабочих профессий и инженерно-технических специальностей было проведено 4 экскурсии на предприятия Ленинского района. Проводился конкурс в СОШ Ленинского района «Лучший уголок профориентации». На предприятии ООО «Торекс» была проведена профориентационная игра «День дублера». В процессе игры учащиеся в течение рабочего дня исполняли обязанности руководителей предприятия и его структурных подразделений.
Похожие статьи:
Социально-технологическая культура управленческого труда.
Социальная макросреда в целом является наиболее радикальным фактором стимуляции развития культуры управления. Но исследования показывают, что труднее всего даются попытки создать надежные переправы от эмоциональных сфер сознания человека ...
Демографические прогнозы для России
Демографические прогнозы являются важным элементом комплексного долгосрочного социально-экономического планирования. Очень трудно найти какую-либо область экономики и социальной жизни, где бы при долгосрочном планировании не использовалис ...
Определение содержания моделирования
На основе многочисленных вариантов верификации и корректировки прогнозов проводится моделирование будущих состояний систем и процессов. В настоящее время моделирование - один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная ча ...
|