Согласно И.С.Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека[22]. Необходимо рассмотреть процесс формирования профессионального самоопределения средствами профориентационной работы на школьном этапе. На каждом периоде этого этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы:
-начальная школа (1-4кл.) – формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности;
-первая ступень основной школы (5-7кл.) – развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии;
-вторая ступень основной школы (8-9кл.) – формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей;
-старшие классы (10-11кл.) – формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.
Н.С.Пряжников рассматривает формы реальной профориентационной помощи для разных возрастных групп. Они представлены в ниже следующей таблице.
Формы профориентационной работы
Образовательные возрастные группы |
Формы реальной профориентационной работы |
1.Учащиеся младших классов и средней школы (1-7 кл.) |
Увлекательные рассказы об интересующих профессиях. Помощь в выборе увлечения, хобби, кружка, секции. Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще и установление взаимосвязи учебных предметов с профессиями. |
2.Учащиеся 8-х -9-х классов |
Помощь в выборе профиля учебного заведения. Помощь в самопознании. Большой акцент - на ценностно-смысловые стороны профессионального труда. Знакомство с особенностями профессий и учебных заведений. |
3. Учащиеся 10-х -11-х классов |
Основной акцент - на ценностно-смысловую сторону самоопределения (дискуссии, обсуждения разных позиций). Больший акцент на особенности поступления в профессиональные учебные заведения и на выбор конкретной специальности. Помощь в определении мотивов и целей профессионального выбора. Индивидуальный подход. |
Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом будет зависеть от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у старшеклассников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения. Вне урока возможна организация бесед, экскурсий, встреч с представителями той или иной профессии.
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями, поскольку истинные причины проблем профессионального самоопределения старшеклассников могут крыться в семье, в трудностях семейного воспитания, в гиперопеке или недостаточном внимании родителей к своему ребенку. Как отмечает И.С.Кон[23], попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще чего-либо выбирать.
Похожие статьи:
Правовой менталитет белорусского общества
Правосознание белорусского общества конца 20 в. отличалось полярностью мнений, оценок правовых ориентаций, когда одновременно сочетались разнородные и часто парадоксально противоречивые взгляды, ценности, идеи относительно феномена права ...
"О сущности государственной власти"
Для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делат ...
Диагностика и прогнозирование социальных процессов.
В процессе движения нашего общества к социально ориентированной рыночной экономике решающее значение приобретает выработка научно обоснованной стратегии осуществления глубинных социально-экономических преобразований. Действенным инструмен ...
|