Проблемы профессионального воспитания и обучения  специалиста по социальной работе
Страница 1
Материалы и статьи » Система методов работы социальных педагогов » Проблемы профессионального воспитания и обучения  специалиста по социальной работе

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий:

«оптация» (лат. optatio — желание, избрание) — форми­рование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей; «профессиональная подготовка» — формирование профес­сиональной направленности и системы профессиональных зна­ний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач; «профессиональная адаптация» — вхождение в профес­сию, освоение новой социальной роли, профессиональное само­определение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

«профессионализация» —формирование профессиональ­ной позиции, интеграция личностных и профессионально важ­ных качеств и умений в относительно устойчивые профессио­нально значимые образования, квалифицированное выполне­ние профессиональной деятельности;

— «профессиональное мастерство» — полная реализация, са­моосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижных интегральных психологических новообразований[9,71].

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социаль­ной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интере­сов социального работника. Развитию этих качеств и образова­ний, вхождению в реальную модель профессиональной деятель­ности способствует решение следующих задач:

развитие личностного интереса к выбранной профессии;

формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

формирование профессионально-мотивационной установ­ки на будущую деятельность;

—формирование профессионально-личностной «Я-концепции»[7,79].

Таким образом, профессионализация — важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального са­моопределения и профессиональной адаптации. Чтобы опреде­литься в своей будущей профессии, молодому человеку необхо­димо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. отве­тить на следующие вопросы:

чего он хочет в своей профессии;

что он должен предпринять в своей профессиональной дея­тельности, чтобы добиться успеха;

что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собст­венные личностные качества и интересы?

Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации « личностно ориентированной пе­дагогики образовательного процесса» (Н.А.Рыбакова). На соци­ального работника возлагается особая миссия, выполнить ко­торую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает обще­ственную значимость, становится условием развития как про­изводственных, так и социальных отношений.

Миссия социального работника благородна, но условия ее вы­полнения далеки от идеальных: решая «чужие» проблемы, считая это своим профессиональным долгом, с одной стороны, и своим предназначением, с другой, социальный работник по­могает социально больным людям и обществу освободиться от негативных явлений: непродуктивных жизненных позиций, не­совершенства общественных отношений, поведенческих стереотипов, негативных установок, не нашедшей выхода агрессии, социальной напряженности, страхов и т.д. Обучая людей само­стоятельно решать свои проблемы, социальный работник под­нимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общ­ности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно зрелый человек, внутренне и про­фессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач[2,56].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Теория Лидерских качеств.
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверж ...

Стиль приспособления("Плюшевый медведь")
Этот стиль означает то, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для вас. ...

Типология общества
Все мысленное и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько обществ, объединенных сходными признаками, критериями, составляют типологию. В социологии сущ ...