Проблемы профессионального воспитания и обучения  специалиста по социальной работе
Страница 5
Материалы и статьи » Система методов работы социальных педагогов » Проблемы профессионального воспитания и обучения  специалиста по социальной работе

Можно более подробно рассмотреть функционал некоторых профессиональных ролей.

Прежде всего социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом [7,146]. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социу­ме, с другой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.

Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:

понимание социальным работником проблем клиента;

способность социального работника к адекватному выра­жению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;

знание посредником социальных ресурсов, которыми рас­полагают различные учреждения и организации;

знание социальным работником инструментальных воз­можностей смежных профессий, представители которых при­влекаются к решению жизненных проблем клиента;

наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работни­ка стать посредником в их общении;

делегирование клиентом социальному работнику предста­вительных полномочий;

делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и орга­низаций;

признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

доверие сторон посреднику, что достигается его профес­сионализмом .

Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функции [7,257]:

— Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кри­зисной ситуации) или находящихся в опасности быть подверг­нутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии рис­ка). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль мо­жет быть названа «Определитель клиента» (Outreach Worker).

Брокер (Broker) — социальный работник, направляющий людей в существующие службы, которые могут быть им полез­ ны, с целью дать возможность людям использовать систему со­ циальных служб и связать эти службы.

Посредник, «буфер» (Mediator) — социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть раз­ногласия и продуктивно работать вместе.

Адвокат, защитник (Advocate) — социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслужи­вание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борь­бу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.

Оцениватель (Evaluator) — социальный работник, кото­рый собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп, сообществ; помогает принять решение для действия.

Мобилизатор (Mobilizer) — социальный работник, кото­рый собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

—Учитель (Teacher) — социальный работник, который пере­дает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Современные реалии социальной работы в различных регионах
Как видно из всего вышеизложенного, бездомными люди становятся по разным причинам. Во-первых, чаще всего продав квартиру мошенникам и не получив за нее деньги. Иногда на владельца откровенно давят или в результате "обмена" засел ...

Социальный контроль. Социальные нормы. Понятие социального контроля
Социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. ...

Понятие личности в социологии. Соотношение биологического и социального в формировании личности
Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего в отношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Именно конкретно-исторические ...