4.Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся личностей:
проявление доверия, искренности, терпимости, демократичности;
— решение общих задач, помогая другим и принимая их помощь.
5.Принцип историзма:
изучение истории общества и социальной работы, использование опыта прошлых поколений;
анализ прошлого положительного опыта социальной работы с целью его использования в настоящее время[20,254].
Профессиональные особенности социальной работы[5,25] (Н.С.Данакин).
Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Социальный работник — в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.
Еще одна важная особенность социальной работы как профессии проявляется в ее посредническом характере, что является следствием ее на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей.
Основные направления посредничества:
между клиентом и различными социальными институтами;
между клиентом и другими специалистами;
между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента;
между клиентами.
Роли социального работника в учреждениях социального обслуживания. Классификация и типология ролей. Проблемы ролевого репертуара профессиональной деятельности социального работника в свете требований государственных стандартов подготовки социального работника предполагают рассмотрение таких вопросов: к каким профессиональным ролям должен быть прежде всего подготовлен специалист? Каков приоритет этих ролей в зависимости от склонностей, интересов, способностей будущего социального работника? Какие функции включает каждая профессиональная роль специалиста социальной сферы? Ответы на эти вопросы предполагают соотнесение умений и навыков, необходимых специалисту, с каждой функцией и с каждой профессиональной ролью. При этом специализация может быть ориентирована не только по месту (социальная служба, психологическая консультация, отделы управления и т.д.) и по характеру работы (с семьей, инвалидами, детьми, лицами с наркологической или алкогольной зависимостью и т.д.), но и по той роли, которую им предстоит выполнять на будущей работе.
Рассмотрение профессиональной роли как социальной (ср. с межличностной), обусловленной не только местом индивида в системе объективных социальных отношений, но и совокупностью осуществляемых им функций, дает возможность обозначить уровни профессиональной деятельности социального работника [7,54](И.А.Зимняя). К ним относятся: практическая социальная работа с клиентом; организация и координация этой работы с клиентом; управление социальной работой на уровне социальных служб, департаментов и т.д.; обучение социальной работе; супервизорство в социальной работе; исследования в социальной работе. Соответственно, можно выделить следующие группы профессиональных ролей: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, супервизор, исследователь. Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфические способности (например, преподаватель); во-вторых, каждая роль определяет приоритетную ценность формируемых в процессе подготовки умений (например, функция «посредника» требует иных навыков, чем функция исследователя); в-третьих, каждая профессиональная роль имеет набор конкретных функций, реализуемых исполнителем (например, коммуникативная функция активного слушания входит в функционал практического социального работника).
Похожие статьи:
Кадровое обеспечение
Штатная численность персонала ведомственной охраны на 01 января 2004 г. составляет 2068 чел, фактическая численность – 2038 чел. Некомплект работников составляет 30 чел – это объясняется естественным оттоком сотрудников, и запретом приёма ...
Сущность и причины беспризорности
Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственник ...
Современные реалии социальной работы в различных
регионах
Как видно из всего вышеизложенного, бездомными люди становятся по разным причинам. Во-первых, чаще всего продав квартиру мошенникам и не получив за нее деньги. Иногда на владельца откровенно давят или в результате "обмена" засел ...
|