Личностная зрелость проявляется в умении соединять, соотносить свои индивидуальные особенности, статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную, когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэтому в процессе формирования личности социального работника, включающего весь спектр социальных влияний, а также самоформирование человека столь важную роль играет профессиональное воспитание.
В широком смысле профессиональное воспитание — это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле — функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов — социальных работников, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях[7,90] Подготовка таких специалистов, по мнению Фирсова М.В., должна отвечать следующим специфическим требованиям:
создание условий для свободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальной работе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления челове колюбия;
усиление творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого обучающегося;
подготовка обучающихся к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек — человек» и успешной адаптации в ней;
создание условий для обучения методам саморегуляции, самоменеджмента, самоорганизации;
создание условий для поощрения уникальности и непо вторимости личности будущего социального работника как основы свободного проявления индивидуального стиля работы — становления мастерства;
создание условий для формирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося и позитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;
организация учебного процесса, в котором учебная группа становится условием формирования и развития свойств души, экспериментальной лабораторией для развития навыков сообщения, взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации[25,252].
Профессиональное воспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, завершающуюся фактом профессионального выбора, когда происходит осознанный выбор деятельности в системе «человек — человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать свободными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к сознательному осуществлению намеченной цели, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество.
Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального самовоспитания социального работника обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессионального образования должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостатки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.
Похожие статьи:
Заблуждение №3 «Проблему «буйства» скинхэдов – невозможно решить»
Мы согласны, что проблему растущего радикализма и противозаконного поведения невозможно решить. Более того, невозможно решить: если ничего не делать и не понимать, с чем ты столкнулся. Попытаемся проанализировать, с чем мы столкнулись, и ...
Социальные институты.
Другой тип социальных систем складывается на основе общностей , социальные связи которых обусловлены объединениями организаций . Такие социальные связи называются институциональными , а социальные системы - социальными институтами . После ...
Социально-правовая
поддержка женщин в России. Правовые
основы защиты женщин
Неотъемлемым элементом социальной политики любого государства является забота о соблюдении прав человека. Е.А. Лукашева [14] отмечает, что на территории России действуют российский и международный механизмы защиты социально-экономических ...
|