Социологическая служба как субъект планирования. Задачи и структура управления социальным развитием организации
Страница 1
Материалы и статьи » Управление социальным развитием организации » Социологическая служба как субъект планирования. Задачи и структура управления социальным развитием организации

Управление социальным развитием организации, как под­черкивалось в первой главе, является специфическим видом менеджмента и вместе с тем составной частью управления пер­соналом, имеет свою область проявления и свой объект управ­ленческого воздействия. Как уже говорилось, социальный ме­неджмент предусматривает создание благоприятных условий труда и отдыха работников организации, вознаграждение и со­циальную защиту персонала, поддержание оптимальной мораль­но-психологической атмосферы в коллективе, обеспечение со­циального партнерства и делового сотрудничества. Ему присуши соответствующие формы и методы, приемы, способы и прави­ла, позволяющие решать социальные проблемы на основе пре­имущественно научного подхода к регулированию социальных процессов в организации.

Субъект социального менеджмента — управленческие под­разделения и круг должностных лиц, призванные заниматься вопросами социального развития организации и социальным об­служиванием ее персонала, наделенные надлежащими полно­мочиями и несущие определенную ответственность за решение социальных проблем. Наличие социальной службы в организа­ции тем более необходимо, что перемены в жизни общества, вызываемые ускорением научно-технического и социального прогресса, ведут к возрастанию роли человеческого фактора в трудовой деятельности и значения личностных качеств работ­ников, усиливают потребность в социальном партнерстве.

Фактически на каждом крупном предприятии зарубежных стран, особенно тех, которые следуют социальной ориентиро­ванности национальной экономики, управление социальными процессами обособленно и специализированно. Имеются управленческие звенья, которые занимаются работой с кадрами (человеческим ресурсом), регулированием социально-трудовых отношений и связей с профсоюзами, предоставлением социальных услуг персоналу, расходованием средств на благотворительные цели.

В Российской Федерации до недавнего времени на большинстве предприятий вместе с непременными отделами кадров, труда и зарплаты были управленческие службы, которые решали вопросы техники безопасности, медико-санитарного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, рабочего снабжения, оказания бытовых услуг организации соревнования и т.п. При осуществлении мер, направленных на переход от планового, сверхцентрализованного хозяйствования к социально ориентированной рыночной экономике предназначение, формирование и практическая деятельность этих и других социальных служб заметно изменились.

В новых условиях функционирование таких служб обусловли­вается, с одной стороны, формой собственности, масштабами, отраслевой принадлежностью и местоположением организации, а с другой стороны - количественной и качественной характеристикой ее персонала, возросшей ответственностью предпринимателей и руководителей любого уровня за усложнившееся решение как производственно-хозяйственных, так и социальных задач. При определении социальных служб ныне дол­жны приниматься во внимание социально-экономические последствия приватизации бывшего государственного имущества; изменения принципиального характера в системе вознаграждения труда, диктуемые утверждением рыночных отношений ком­мерциализацией предоставления все большего круга социальных услуг; реформирование различных видов социального страхования и социальной помощи; отмирание ряда прежних социальных функций профессиональных союзов. Приходится учитывать и то, что реальная забота о социальной сфере все больше перекладывается на негосударственные, в первую очередь на муниципальные, органы и сами организации.

В зависимости от конкретной ситуациии управление соци­альным развитием осуществляется либо самой дирекцией организации, либо специально уполномоченными на то лицами, либо автономными подразделениями, которые являются элементами структуры управления персоналом, службами социального назначения. Типовой вариант организованной структуры предусматривает должность заместителя директора по персоналу с подчинением ему подразделений (отделов, секторов или групп) и отдельных специалистов, ведающих, в частности, воп

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Содержание работы социального педагога по организации досуга младших подростков. Специфика деятельности социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности младших подростков
Педагогический коллектив, работающий в учреждении «Социум», решает одну общую задачу - обеспечение обучения и воспитания подрастающего поколения. У каждого работника есть свои функциональные обязанности, конкретные задачи, цели и методы р ...

Культура: сущность, основные черты, функции
Слово культура происходит от латинского слова colere — культивировать или обрабатывать землю. В средние века этим термином стали обозначать селекцию зерновых культур, отсюда и agriculture — искусство земледелия. Но в XVIII и XIX столетиях ...

Метод индивидуальной социальной работы с военнослужащими и членами их семей
Метод индивидуальной социальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и провед ...